Как оформить кабинет психолога по требованиям ФГОС
Кабинет детского психолога в ДОУ, школах и коррекционных центрах – важный элемент образовательного процесса. Психолог наблюдает за детьми – контролирует их состояние, взаимоотношения в коллективе, оценивает развитие каждого малыша и может оказать своевременную помощь, если замечает какие-то отклонения. Также этот специалист взаимодействует с родителями и педагогами, работающими в учреждении. Для того чтобы психолог мог выполнять свою работу, ему нужно рабочее место – кабинет.
Основные требования к оформлению помещения
- Удобная локализация – желательно, чтобы кабинет психолога (дефектолога) был на первом этаже. Еще лучше, если в нем будет отдельный вход с улицы – так его будет легко найти. Родители и дети смогут попасть к специалисту, не проходя через другие помещения, что обеспечит конфиденциальность.
- Микроклимат в помещении. Существуют рекомендуемые параметры для проведения занятий с психологом: температура 20-22°C, достаточная влажность и свежесть воздуха.
- Звукоизоляция. В кабинете психолога не должно быть посторонних звуков, например, шума из спортзала или из музыкального класса. Во время проведения занятий важна тишина.
- Изолированность. Рабочее пространство психолога не может находиться в смежном кабинете или в проходном помещении. Также важно, чтобы была возможность закрыть занавесками окна и прозрачные двери – это создаст доверительную атмосферу во время работы.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основан на следующих принципах:
- уважительное отношение к детям, независимо от их возраста;
- на первом месте то, что происходит с ребенком в данный момент;
- взаимосвязь между педагогом, родителями и детьми направлено на развитие личности;
- проведение занятий в формах, доступных и понятных для ребенка: игры, творческие задания и т.д.
Помимо общих требований ФГОС к оформлению кабинета детского психолога существуют и более узкие. Они определяются типом учреждения и каков возраст детей.
Принципы оформления кабинета
Давайте рассмотрим подробнее, как правильно сформировать рабочее место психолога в разных образовательных учреждениях.
В детских садах
Работа психолога в ДОУ направлена на:
- диагностику психологического состояния;
- развитие;
- проведение консультаций;
- профилактическую работу и просвещение.
Для занятий с малышами дошкольного возраста нужны игрушки, техническое оснащение и методические пособия. Так как игры являются привычной деятельностью для малышей, в кабинете детского психолога должно быть много разных игрушек: мозаики, плюшевые игрушки, развивающие коврики. А для создания спокойной расслабляющей атмосферы подойдут комнатные растения и аквариум с рыбками.
Важно, чтобы вся мебель в кабинете соответствовала росту детей. Так как в детских садах часто проводятся коллективные занятия с психологом, лучше отдавать предпочтение мобильным индивидуальным столам, которые можно легко сдвинуть вместе.
В школах
В отличие от кабинета психолога для малышей в оформлении пространства для занятий со школьниками не требуется так много игрушек. Хотя игровая методика эффективна и в работе с детьми постарше, она должна соответствовать их возрасту. Все оборудование и учебные материалы подбираются для учеников от 5-6 до 17 лет.
На занятиях со школьниками предпочтение отдается настольным наборам и творческой деятельности, поэтому в кабинете школьного психолога должно быть много материалов для творчества (для лепки, рисования). Для детей этого возраста также подойдет такое современное оборудование, как песочные столы.
Дополнительно в кабинетах психолога или дефектолога в школах могут организовываться «живые» уголки с рыбками, хомячками, попугаями и комнатными растениями.
Хороший результат в работе с детьми показали сенсорные комнаты – они помогают справиться со стрессом и нервным напряжением, избавиться от негативных эмоций и отдохнуть.
Разделение рабочего пространства на зоны
Идеально, если психолог может работать сразу в нескольких помещениях: в рабочем кабинете, игровой и сенсорной комнатах. Однако такие возможности есть далеко не во всех учреждениях. В этом случае помещение разделяется на несколько зон с разным оформлением:
- Зона ожидания. В ней взрослые с детьми или без них могут посидеть на удобном диване или кресле, почитать познавательную литературу, заполнить анкету или пройти опрос. Для малышей же предусмотрены столики с игрушками, раскрасками или детскими книжками.
- Рабочая зона. Здесь располагается письменный стол, кресло и полки с книгами, учебными материалами и личными делами детей. В этой зоне психолог готовится к предстоящим занятиям.
- Диагностическая зона. В ней проводятся обследования, поэтому здесь нужно пространство, а также материалы для диагностики. В этой зоне можно разместить письменный стол и стеллаж с оборудованием.
- Зона для первой консультации. Тут происходит знакомство специалиста с ребенком, поэтому внимание уделяется созданию комфортной обстановки при помощи мягкого уголка или удобных кресел, различных декораций.
- Консультативная зона. В ней создается уединенная доверительная атмосфера. Эта зона располагается на некотором расстоянии от других зон и от окна. Оптимально, когда кресла ставят не напротив друг друга, а под небольшим углом.
- Зона для проведения коррекционно-развивающей работы. В ней проводят как индивидуальные, так и групповые занятия. Тут также размещают рабочие столы, а также проектор, телевизор и другие мультимедийные устройства.
- Зоны расслабления. Это может быть уголок живой природы, сенсорная комната, домик для детей или уютный вигвам – все, где малыш может отдохнуть и снять напряжение.
- Игровая зона. Содержит все необходимое для игр и творчества: конструкторы, игрушки и т. д.
Зонировать кабинет можно не только при помощи оборудования, но и отделки – использовать разные цвета стен, перегородки и занавески. Некоторые из зон можно объединять между собой в одну.
Что должно быть в кабинете детского психолога?
Для того чтобы работа психолога была эффективной, важно правильно оборудовать его рабочее пространство. Маленькие дети нуждаются в разнообразной деятельности, поэтому для занятий с ними будет недостаточно комнаты с письменным столом, стулом и стеллажом. В интернет-магазине Psiholog-logoped можно заказать все необходимое оснащение для кабинета психолога в школе или детском саду.
Для занятий с детьми психологу потребуются следующие материалы:
- Костюмы и аксессуары для театрального уголка.
- Приспособления для развития мелкой моторики рук (бизиборды, лабиринты).
- Игры на развитие вариативности мышления (конструктор, пирамидки).
- Наборы для творчества (пластилин, альбомы для рисования и раскраски).
- Устройства с песком (интерактивные песочницы, песочные столы).
- Небольшие духовые инструменты (погремушки, свистки, дудки).
- Дидактические материалы (см. пример).
- Тренажеры для работы с двигательной активностью (массажные мячики-ёжики).
Рекомендации дизайнеров по оформлению кабинета детского психолога
Кабинет психолога предполагает большое количество зон и оборудования, однако далеко не всегда хватает площади помещения. Именно поэтому важно рационально использовать пространство. Ниже вы можете ознакомиться с советами от дизайнеров:
- заполните стены – разместите на них бизиборды и блочные конструкции;
- используйте мягкие мобильные модули – они могут становиться стульями, столами и лесенками;
- установите фибероптические светоэффекты – при выключенном свете кабинет превратиться в сенсорную комнату.
На основании вышеперечисленных советов и рекомендаций, а также требований ФГОС вы сможете создать эффективную рабочую зону психолога, подходящую для занятий с детьми разного возраста.